Физика для детей с ОВЗ

На этой странице опубликованы материалы, которые помогут в работе с детьми ОВЗ


Рабочая программа по физике  7-9 классов для детей с ОВЗ
Проблемы преподавания физики в условиях надомного обучения детей ОВЗ
Преподавание физики для детей с ОВЗ

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики
В наше время проблемы детей с ОВЗ привлекают внимание все большего количества различных специалистов. Право на образование является важнейшим социально-культурным правом человека, поскольку образование – это сфера жизни общества, которая в наибольшей степени может повлиять на развитие человека. Получение качественного образования сопряжено с рядом проблем. Даже здоровому человеку необходимо прикладывать значительные усилия во время учебных занятий, а также во внеурочное время для выполнения домашних заданий, осмысления пройденного на уроке материала, самостоятельного поиска и обработки информации. ФГОС ставит перед всеми участниками образовательного процесса новые задачи. Главная задача – развитие и возрастание личности обучающегося. В современных условиях учащиеся получают полезную информацию по различным каналам: общаясь с преподавателем, работая с учебной, научно-популярной, художественной литературой, через СМИ и интернет. Информации очень много, и одна из задач преподавателя- научить работать с потоком информации, отделять главное от информационного шума. Не менее важная роль отводится осознанию и пониманию полученной информации. Согласитесь, что при обучении детей с ОВЗ возникают еще и другие проблемы, связанные с особенностями здоровья обучающихся и регламентом работы учебного заведения, в котором происходит процесс обучения детей.
Следует отметить, что некоторые учащиеся очень медленно пишут и воспринимают информацию из-за особенностей здоровья. Но, используя следующие приемы в работе, можно достичь положительного результата в обучении.
Прием первый. Подробные опорные конспекты. Во время урока большую часть времени учитель может потратить на объяснение нового материала, используя обратную связь с обучаемым, пребывая с ним в диалоге. При этом записей в тетради ученик почти не производит, а позже, уже дома составляет подробный конспект по методической разработке учителя, используя учебник и интернет-ресурсы. Этот прием позволяет более рационально использовать время урока. При этом есть уверенность в том, что материал урока прочитан.
Прием второй. Опрос - метод проверки усвоения знаний. В условиях индивидуального обучения можно применять такой способ проверки домашнего задания, как опрос. При этом ученик получает список конкретных вопросов (как правило 5-10), на которые он должен найти ответ в конспекте, методической разработке учителя, учебнике, интернете, справочной литературе и т. д. На следующем уроке школьник дает устный ответ на каждый заранее поставленный вопрос. Такая форма работы с учащимися позволяет развивать монологическую речь, память, достигается глубокое знание материала, отрабатываются навыки самостоятельного поиска и анализа информации, что полностью соответствует ФГОС. Также школьник учится отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее.
Прием третий. Метод математического моделирования и прогнозирования. Математика – язык, на котором говорят физики. Очень многие проблемы в изучении физики восходят к непониманию многими учащимися математики. Не владея математическим аппаратом, трудно понять взаимосвязь физических величин друг с другом, производить те или иные вычисления, комбинировать формулы, преобразовывать их, выражая нужные величины. К старшим классам ученик должен овладеть такими понятиями как синус, косинус, логарифм, показательная функция и т. д. И чем сложнее математический аппарат, тем труднее многим учащимся наглядно представить себе те или иные закономерности. Таким образом, в изучении физики появляется некий формализм, приводящий к тому, что ученики фотографически запоминают формулы, но связей между физическими величинами не видят, т. е. глубокого понимания процессов не происходит. В такой ситуации и рекомендуется пользоваться методом математического моделирования и прогнозирования. Суть этого метода состоит в том, что с помощью программы построения графиков ученик вместе с учителем может наглядно увидеть ход процесса, и оценить значимость параметров этого уравнения. Например, при изучении уравнения переменного тока, можно, изменяя такие параметры как амплитуда, циклическая частота и т. д., наглядно показать влияние этих параметров на вид графика. Из личного опыта могу сказать, что этот метод отлично работает даже с очень слабыми детьми. Сложные уравнения становятся для них простыми и понятными. В ходе такой совместной работы ученик начинает давать правильные прогнозы того, как повлияют те или иные изменения параметров уравнения на внешний вид графика.
Ход времени невозможно остановить, но использовать новые ресурсы для повышения качества знаний можно и нужно. Говоря об использовании Интернет-ресурсов в условиях надомного обучения, можно отметить, что они могут способствовать повышению наглядности в преподавании физики. Так во время урока учитель может организовать просмотр демонстрационного эксперимента, требующего громоздкого оборудования, его длительной сборки и по этой причине не используемого в условиях надомного обучения. Также можно показать во время урока внешний вид и внутреннее устройство электродвигателя, генератора переменного тока, вакуумного диода, ядерного реактора и т.д. Можно отметить еще одну важную возможность – видео-уроки. В течение урока я использовал фрагменты видео-уроков, размещенных в сети. Поэтому у учеников была возможность послушать объяснения одной и той же темы разными учителями. И в качестве домашнего задания, помимо традиционных элементов, я стал использовать просмотр видео-уроков по определенным темам. Результат: ученики посмотрели на физику по-иному. И физика для многих школьников стала понятным и любимым предметом. Некоторые школьники почувствовали в себе способности для многогранного и самостоятельного изучения физики.

Эти методы и приемы многократно мной отрабатывались и проверялись. Они зарекомендовали себя с положительной стороны и постоянно используются в моей педагогической деятельности. 



«Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках физики»


"Формы и методы работы с детьми с ОВЗ на уроках физики"

http://globuss24.ru/doc/formi-i-metodi-raboti-s-detymi-s-ogranichennimi-vozmozhnostyami-zdorovyya-na-urokah-fiziki  


Методическая разработка по адаптации учебного материала для детей с ОВЗ на уроках физики

https://multiurok.ru/files/mietodichieskaia-razrabotka-po-adaptatsii-uchiebnogho-matieriala-dlia-dietiei-s-ovz-na-urokakh-fiziki.html

Из опыта преподавания физики в коррекционной школе для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья   

Комментариев нет:

Отправить комментарий